Тема: Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста

К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения ]за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений - ко второй, а страх смерти -к третьей. Возникают они под действием следующих факторов: Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье, отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола, преимущественно у мальчиков. Конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга, психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтными. Эти дети не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенны в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают страх перед учителем.

Возрастные особенности детских страхов

Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. Грэй разделил все причины страха на 4 категории: Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из-за своей новизны.

автореферат и диссертация по психологии для написания научной статьи или работы на тему: Особенности содержания страха у детей.

В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей , , Первичная эмоция страха на сильный раздражитель испуг наблюдается уже у новорожденного. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между шестью и девятью месяцами , ; . Раньше этот страх не может возникать по той причине, что младенец не умеет еще отличать знакомые лица от незнакомых.

Боязнь животных и темноты обычно появляется у детей после трех лет, достигая пика в четыре года. Дети боятся спать одни при выключенном свете. Обсуждая природу этого страха, К. Темнота, скрывая от нас окружающее, может сильно способствовать развитию в нас всякого рода страхов, которые зависят уже от других причин, но сама по себе темнота едва ли может быть причиной страха. Эмоции ожидания и прогноза Вообще трудно решить, есть ли в природе предметы, внушающие страх человеку и животному даже и тогда, когда они видят эти предметы в первый раз.

Кажется, что такие предметы есть для животных:

Главная Дети Детские страхи: И, даже будучи взрослыми, мы временами произносим мысленно ту же самую фразу, пытаясь найти поддержку и понимание близкого человека. Детские страхи возникают из-за беспокойства и тревожности, которую ощущают дети при реальной или воображаемой угрозе.

Одна из характерных особенностей страха состоит в том, что он легко ассоциируется с определенными раздражителями.

Шестилетние дети, слушая её, замирают от страха, подростки — в нетерпении ждут неожиданной развязки, а взрослые — вспоминают яркие ощущения детства. Тревога, страхи пронизывают жизнь дошкольника и вызывают ответную тревогу в сердцах родителей. Как помочь детям избежать ненужных страхов? Как относиться к тому, что Ваш ребёнок боится висящего на стене ковра? Как разговаривать с детьми о пугающих их вещах? Стоит ли говорить ребёнку, что бояться — стыдно? Эти и другие вопросы возникают у неравнодушных родителей.

Мы подготовили небольшой текст, прочтя который, родители смогут ответить себе на эти и другие вопросы, смогут помочь своему ребёнку расти осторожным и смелым. Что нужно знать о страхе? Страх — наследие нашей природы, древнейший защитный ответ всех живых существ на опасность или её возможность. Страх служит предупреждению человека о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на его источнике, искать пути избегания опасности.

По мнению психологов, вид страха, который будет испытывать ребёнок, зависит и от генетических факторов, и от стиля воспитания в детском возрасте.

Как работать со страхами?

Источники возникновения страха Эмоциям и чувствам психологии уделяется много внимания, одним из них является чувство страха. Хотя, правильно говорить эмоция страха. Но, четкой границы между чувствами и эмоциями, ученые не провели. Поэтому, страх называют и чувством страха и эмоцией страха. У различных людей, страх проявляется по-разному, у одних он сковывает, ограничивает, а у других наоборот, активизирует деятельность.

Эмоция страха, индивидуальна и отражает генетические особенности, и особенности культуры и воспитания, темперамента, акцентуации, нейротизма каждого конкретного человека.

Наряду с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка появлению Несмотря на многочисленные исследования феномена страха, .

Анастасия Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить — вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей. Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности. Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись.

Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них при неправильном поведении родителей переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы. Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

Психологическая характеристика детских страхов

Нравится Среди человеческих эмоций самой распространённой и отрицательно окрашенной выделяется — страх, которая может быть и у детей и у их родителей. В ситуации межличностного общения родителей и детей всегда присутствуют отрицательные эмоции, которые вызывают страх, порой это происходит осознанно, и родители пытаются таким образом воздействовать на поведение ребёнка, забывая при этом, что чувство страха приводит к параличу сознания ребёнка и наносит ему ощутимый вред. Впоследствии этот детский страх мешает повзрослевшему ребёнку преодолеть жизненные ситуации, связанные с этим страхом.

Зачастую само противодействие родителям становится для ребёнка важнее, чем неудовлетворённая потребность: Левин, обсуждая психологическую ситуацию запрета и наказания, выделил четыре направления поведения детей: Фрейд говорит, что страх — это состояние аффекта — объединение определённых ощущений ряда:

Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. Обращают внимание на свои страхи.

Выдержки из книги"Избавься от страха" Гл. Грудной ребенок боится громких звуков, темноты и одиночества, чуть повзрослев и побывав в больнице, он начинает бояться уколов и людей в белых халатах, причиняющих боль. В чем гнездиться и как проникает в нас микроб страха? Пугают волки из сказки и живые крысы. Сдвинутые брови учителя и его карандаш, ползущий по классному журналу в поисках твоей фамилии, когда не выучен урок.

Исчезает в прошлом классный журнал, но остаются сдвинутые брови и желваки на щеках начальства Сколь многого еще бояться люди! Драчливых ребят во дворе, а потом хулиганов на улице Насмешки соседской девчонки, которые потом перерастут в боязнь, всегдашний страх перед женщиной. Конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи и типа общества. Например, в веке страх прослыть трусом у дворянина, получившего вызов на дуэль, был сильнее страха вероятной смерти, почти неизбежной, если противник был заведомо сильнее.

И человек выходил под выстрел пистолета или удар шпагой, и погибал с мыслью, что его не назовут трусом. Так все люди, в большей или меньшей степени, боятся болезней и смерти, страшатся бедности и возможности возникновения войны.

страхи у детей: возрастные особенности и пути преодоления

Введение Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов Л. Репина и других ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей И.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.

Основные формы страха.Происхождение страха. Детские страхи. Понятие «Детство», особенности детской субкультуры. 2. Общая.

Борисоглебск Исследуя возрастные особенности детских страхов, А. Фрейд считала, что именно в период лет детские страхи кардинально изменяют свою специфику, на первом месте в этом возрасте оказывается возникающая тревога Сверх-Я, источник которой находится в сознании и проявляется в чувстве. Исследуя проблему страхов в детском возрасте, Г. Салливан различал детскую тревогу и детский страх, основой различий служили их источники: Страх возникает из ощущения угрозы физическим потребностям, тревога возникает из интерперсональных отношений.

Страх у ребенка возникает тогда, когда он не видит реакции взрослых на его настойчивые заявлении о наличии депривации каких-либо потребностей в младенческом возрасте - это потребность в кормлении. В дошкольном возрасте, у ребенка формируется способность к самоконтролю, что дает возможность ему освоить способы освобождения от тревоги. Захарова показали, что для детей дошкольного возраста характерно большее количество страхов, чем для младших школьников, количество страхов зависит от места проживания детей и семейных отношений.

Больше страхов испытывают дошкольники, чьи матери занимают доминирующее положение в семье, испытывают значительные нервно-психические перегрузки, из тех семей, в которых супруги имеют конфликтные отношения. Захарова, в младшем дошкольном возрасте доминируют страхи одиночества, уколов, темноты, боли, сказочных персонажей.

Особенности объектных страхов у чеченских дошкольников

Собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес. Беспокойство тревогу во второй половине первого года жизни . связал с опасностью отделения от объекта матери как источника опоры, подчеркнув его дальнейшее влияние на некоторые страхи, в том числе страх одиночества. Страх ребенка 8 мес. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.

страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. И большинство из них обусловлены возрастными особенностями развития.

Особенности проявления детских страхов В современном мире ребенок является самой чувствительной частью социума , которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально- личностных проявлений у детей младшего школьного возраста , на которые указывают многочисленные авторы А. Шалимов А И многие др.

В исследованиях , посвященных психологии эмоций Л. Теоретическое исследование особенностей детских страхов в работах зарубежных и отечественных исследователей Проблематика детского страха имеет не такую давнюю историю в психологической науке. Представитель биогенетического направления С.

Детский страх

Теоретический анализ особенностей страхов у детей младшего и старшего дошкольного возраста 6 1. Проблема фобий в современной психолого-педагогической литературе 6 1. Психологическая природа страхов у детей младшего старшего дошкольного возраста 16 1. Факторы формирования страха у детей младшего и старшего дошкольного возраста 26 Глава 2.

Эмпирическое исследование особенностей страхов у детей младшего и старшего дошкольного возраста 46 2.

Изучение психологических особенностей страха в дошкольном возрасте и его специфических проявлений, причин и факторо обусловливающих.

Известны рефлекторные инстинктивные реакции новорожденных типа беспокойства в ответ на громкий звук, резкое изменение положения или потерю равновесия опоры , а также приближение большого предмета. В дальнейшем шумы и резкие изменения в окружающей среде вызывают реакции, напоминающие страх. Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес. Беспокойство тревогу во второй половине первого года жизни . связал с опасностью отделения от объекта матери как источника опоры, подчеркнув его дальнейшее влияние на некоторые страхи, в том числе страх одиночества.

Страх ребенка 8 мес. Действительно, как показывают наши наблюдения, некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения. Как никто из других членов семьи, мать способна и успокоить ребенка нежным, ласковым голосом, поглаживанием, укачиванием. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается.

Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства.

Вы точно человек?

Блог о саморазвитии По большому счёту, люди считают, что испытывать страх является чем-то зазорным и неправильным. Но в действительности страх — это непременная часть жизненного опыта человека, и испытывать его свойственно всем живым существа на планете. Страх — это часть реальности. Но, как известно, человек ещё не достиг того уровня, когда он сможет её контролировать.

Устанавливает особенности соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц.

Как видим у мальчиков, начиная с четырех лет, после ослабления ранних страхов, страхи растут до 15 лет и затем падают, у девочек же, отличающихся большим числом страхов, они растут до 18 лет. Средняя цифра страхов мальчиков - 2,58, у девочек - 5, Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие.

Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка родители, бабушки, воспитатели детских учреждений , которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха.

Страх закрепился и распространился на исходные ситуации. К числу внешних можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей.

Таблетки от Страха!